20, Сентябрь 2017

Студенты быстрого реагирования

Чтобы сохранять востребованность на рынке труда, даже самых престижных дипломов вскоре будет недостаточно. Учиться придется всю жизнь, будучи готовым неоднократно менять сферу деятельности.

Выступая 8сентября наМосковском финансовом форуме, премьер-министр Дмитрий Медведев предупредил, что развитие цифровой экономики итехнологическая трансформация могут нетолько привести квзрывному росту производительности, нои убить целые профессии. Медведев призвал готовиться кновым вызовам всфере занятости, добавив: «Критически важна готовность кновым вызовам таких ключевых госинститутов, как система образования, здравоохранения, социальной помощи, поддержки занятости». Системе образования первой предстоит адаптироваться кменяющимся запросам рынка труда.

Бунт машин

Нарынке труда два выраженных тренда, связанных сразвитием информационных технологий. Первый изних— замена работников-людей роботами исистемами искусственного интеллекта. «Компании берут курс натотальную автоматизацию труда— ив офисе, ина производстве,— говорит Андрей Веселов, основатель консалтинговой компании B2B basis.— Все большее количество людей умственного труда будут терять работу». Автоматизация, которая, захватив сферу производства, постепенно проникает вофис, оставит без работы многих. Кпримеру, Сбербанк, поданным Bloomberg, втечение нынешнего года собирается сократить около 26тыс. сотрудников, или 8% своего штата: ихфункции теперь выполняют внедренные банком интернет-сервисы. Глава банка Герман Греф неоднократно заявлял овлиянии диджитализации бизнеса накадровую политику компании: вчастности, виюне вЕкатеринбурге онзаявил огрядущем сокращении втри раза полуторатысячного штата бухгалтеров.

Однако есть иобратная тенденция: появление новых профессий, связанных сдиджитализацией бизнеса. Основательница Futures Initiative вГородском университете Нью-Йорка Кэти Дэвидсон полагает, что порядка 65% нынешних школьников будут работать поспециальностям, которые внаше время еще несуществуют. Например, чем непрофессия— «архитектор живых систем». Или «экопроповедник».

Учеба длиной вжизнь

Нет сомнений, что система образования будет меняться всоответствии сменяющимися потребностями рынка труда. «Главный вызов системе образования— ответить навопрос, зачто именно будут платить люди, которые пришли его получать: зауникальные знания, запроверку своего уровня, заиндивидуализацию иобучение сучетом своих потребностей, завхождение всообщество, задоступ кобновляемому ресурсу или засертификацию. Сертификат как таковой станет наименее ценным изперечисленного»,— говорит генеральный директор бизнес-школы MasterBrand Мария Хохлова.

Рассуждая отом, как изменится образование вближайшие годы, эксперты выделяют несколько главных трендов. Важнейший изних— насмену единовременному образованию приходит lifelong learning, обучение втечение всей жизни. «Традиционный формат бизнес-образования— получилMBA, иты молодец— исчезает,— уверена Мария Хохлова.— Цифровые технологии трансформируют бизнес-процессы, способы продаж, коммуникацию, методы менеджмента. Чтобы быть впереди, необходимо оценивать ивнедрять новые модели маркетинга, дистрибуции, управления. Если человек необновляет втечение трудовой жизни свою квалификацию,то, соответственно, онтеряет свой производительный потенциал».

Она советует посмотреть список книг, который Греф рекомендует своим менеджерам: «Это очень интенсивное идействительно постоянное обучение. Поэтому вызов бизнес-образованию— быть актуальным, давать знания инавыки вновых, постоянно развивающихся направлениях».

Согласно цифрам, опубликованным в2016 году американским Pew Research Center, три четверти (74%) жителей США втечение года занимались повышением своей квалификации хотябы одним доступным способом— курсы при вузах, онлайн-образование, услуги тьюторов ит.п. Интересно, что 27% изтех, кто стремился повысить свою квалификацию, витоге пришли кмысли, что импора менять работу или даже учиться новой профессии.

Впоисках старшего товарища

Другой тренд связан сизменениями впсихологии самих студентов, получающих бизнес-образование. Модель, когда студент сначала получает бизнес-образование, азатем поступает наработу вкомпанию или пытается открыть свое дело, устарела: повышать свою квалификацию вразличных бизнес-дисциплинах все чаще приходятте, кто уже давно работает.

Включенность нынешних студентов вреальный бизнес куда выше, чем раньше, иони немогут позволить себе тратить годы наобучение ввузах. «В условиях быстрых изменений, вкоторых сегодня находятся почти все сферы жизни, теория ипрактика немогут усваиваться поэтапно, адолжны комбинироваться врамках общего процесса, особенно всфере бизнеса. Одним изуниверсальных инструментов реализации подобного сценария является менторство»,— говорит Олег Мансуров, руководитель программы развития предпринимательской деятельности «Преактум».

Согласно данным, опубликованным в2015 году международной консалтинговой компанией Deloitte, менторство превращается внаиболее эффективный рычаг повышения лояльности ксвоей компании сотрудников-миллениалов: приверженность представителей этого поколения компаниям, вкоторых они работают, оказывается вдва слишним раза сильнее, если уних есть вкомпании ментор. Опытный товарищ обучает без отрыва отработы. «Практика становится для обучаемого первостепенной, авсе теоретические вопросы отдаются наоткуп более опытного коллеги, который может делиться своими знаниями внужное время ив нужных пропорциях»,— объясняет Олег Мансуров.

Главное отличие образования будущего оттого, которое доступно сейчас, втом, что оно будет делать фокус нена получении конкретных знаний потой или иной специальности, ана улучшении самой способности человека кучебе. Знаний как таковых окажется мало— сотрудник должен будет уметь быстро адаптироваться кизменениям спроса нарынке труда.

Уход вонлайн

Необходимость учиться без отрыва отработы закономерно приводит кросту востребованности онлайн-образования. Согласно опубликованному в2016 году американской исследовательской компанией Babson Survey Research Group отчету «Состояние онлайн-образования вСША», более четверти американских студентов проходят хотябы один онлайн-курс.

Дистанционное обучение— это доступ кобразовательным ресурсам ведущих университетов ибизнес-школ. Можно пройти любой курсMIT, Оксфорда, ведущей бизнес-школы любой страны мира. Это повышает конкуренцию всфере бизнес-образования, оказывает положительное влияние науровень обучения: ведь вузам иобразовательным платформам приходится конкурировать нес двумя-тремя конкурентами, предоставляющими услуги втомже городе, ас ведущими программами повсему миру.

Лишая вузы монополии наобразовательную деятельность, программы дистанционного обучения создают условия жесткой конкуренции, вкоторой поставщики образовательных услуг будут стремиться предлагать наиболее современные знания. Показательно, что даже вуниверситетской среде критики поотношению конлайн-образованию поубавилось: если в2015 году70,8% преподавателей вузов США несчитали эту новую форму обучения самодостаточной идающей полноценные знания, товсего год спустя ихчисло снизилось более чем на7%.

Пока намировом рынке образовательных услуг онлайн-образование занимает менее 3%, ноэтот сегмент демонстрирует наивысший рост. «Кажется, что это мало, нодавайте смотреть динамику, ане абсолютные показатели,— говорит руководитель онлайн-университета «Нетология» Алексей Полехин.— Мне кажется, это более правильный подход коценке столь молодой, нодинамично развивающейся отрасли». Полехин приводит впример число выпускников курсов «Нетологии», которое в2016 году выросло в2,5 раза посравнению с2015 годом.

ВРоссии онлайн-курсы предлагают уже несколько крупных онлайн-платформ— Uniweb, «Универсариум», «Нетология», Интернет-школа НИУВШЭ, Онлайн-МФТИ, новостребованность новой формы образования пока ниже, чем наЗападе. «Доверие конлайн-обучению вРоссии примерно в5–10 раз меньше, чем зарубежом»,— говорит Андрей Веселов. Поего словам, наибольший прирост всегменте онлайн-обучения будет происходить засчет регионов, восновном вгородах снаселением меньше 500тыс. жителей, так как вболее крупных городах есть возможность пройти офлайн-обучение.

Источник